четверг, 8 декабря 2016 г.
четверг, 24 ноября 2016 г.
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
80 лет минуло с тех пор, как в г. Кунгуре была открыта камнерезная школа-ныне ФГБОУ ВО "МГХПА" им. С.Г. Строганова. Первоначально школа готовила специалистов для школ Уральской области. В 1961 году школа была переименована в Городское профессионально-техническое училище № 58, где в 1970-х гг. открылись такие отделения как "Гончар-формовщик" "Декоратор-оформитель", "Ювелир-филигранщик", "Ковровщица сложного ассортимента", "Художник росписи по эмали", "Резчик по дереву"
С 1967 года творческие работы педагогов и учащихся ежегодно экспонировались на ВДНХ СССР. Училище стало участником международных выставок в Японии, Канаде, Чехословакии, Кубе, Болгарии, ГДР, Австрии.
В конце ХХ - начале XIX века у учебного заведения название несколько раз менялось, но не смотря на это училище имело отличных педагогов и талантливых выпускников, работы которых и в настоящее время показаны в залах Суксункого музея.
выпускница училища 1989г.
80 лет минуло с тех пор, как в г. Кунгуре была открыта камнерезная школа-ныне ФГБОУ ВО "МГХПА" им. С.Г. Строганова. Первоначально школа готовила специалистов для школ Уральской области. В 1961 году школа была переименована в Городское профессионально-техническое училище № 58, где в 1970-х гг. открылись такие отделения как "Гончар-формовщик" "Декоратор-оформитель", "Ювелир-филигранщик", "Ковровщица сложного ассортимента", "Художник росписи по эмали", "Резчик по дереву"
С 1967 года творческие работы педагогов и учащихся ежегодно экспонировались на ВДНХ СССР. Училище стало участником международных выставок в Японии, Канаде, Чехословакии, Кубе, Болгарии, ГДР, Австрии.
В конце ХХ - начале XIX века у учебного заведения название несколько раз менялось, но не смотря на это училище имело отличных педагогов и талантливых выпускников, работы которых и в настоящее время показаны в залах Суксункого музея.
Выпускница училища (2004г.)Оксана Цепилова, ныне преподаватель ДШИ. |
Открытие выставки проводит научный сотрудник музея Н. Токарева- |
вторник, 22 ноября 2016 г.
НОВАЯ ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ
Ноябрь и декабрь с зимними каникулами мы встретим новой выставкой работ учащихся Кунгурского художественного колледжа, которому нынче исполнилось 80 лет!
Кунгурский колледж когда-то при его основании был обычным ПТУ, потом стал профтехучилищем № 58.
Вначале там было лишь камнерезное отделение, а в настоящее время чего только нет! Можно освоить ювелирное искусство, финифть, ковроткачество, керамику и многое другое!
Немало талантов воспитал и выпустил колледж. Немало прекрасных педагогов -творческих людей трудились там годами. И даже, в училище были свои династии. как, к примеру, ювелиры Тютиковы,
Я когда-то тоже окончила это училище и навечно помню своих любимых педагогов, которым благодарна. Преподаватель по керамике Раиса Орлова, преподаватель живописи-Рустам Габбасов, преподаватель истории искусств-Надежда Гарманова, преподаватель лепки Степан Кривощеков - виртуоз камнерезного дела. Именно он научил меня не только лепить...но и штукатурить комнаты.Чем я с удовольствием занимаюсь дома.
У каждого выпускника от нашего училища № 58 - колледжа остались самые теплые воспоминания. А потому, что тут работают и учатся самые творческие люди! О мастерстве и качестве вы можете судить по их работам, представленным в зале нашего музея!
Наталья Токарева.
понедельник, 21 ноября 2016 г.
ЕГИПТЯНИН ИЗ СОЛИКАМСКА
Знаете ли Вы художника - египтолога М.М. Потапова? Если никогда не видели его картин, то советую съездить в г. Соликамск и увидеть все собственными глазами. В Соликамском краеведческом музее и в квартире-музее Потапова.
Михаил Михайлович Потапов (10.06. 1904,г. Варшава — 12. 08. 2007, Соликамск,
Пермский край) — художник-иконописец, египтолог,
писатель, архидиакон русской Православной церкви, орденоносец Александрийской
Патриархии, почетный академик Российской Пушкинской академии, член творческого
союза художников России и Международной федерации художников, почетный
гражданин г. Соликамска. (Пермский Край).
За годы своей жизни М.М.
Потапов проживал на Украине, Ленинграде, Москве, прошел и сталинские лагеря,
отсидев 5 лет в Заполярье. Основные его направления в живописи – иконопись и древний
Египет.
Египтологические исследования
М. М. Потапова привели к созданию им уникального живописного цикла
«Эхнатониана», куда входят реконструкции портретов фараонов XVIII династии,
реконструкции древнеегипетских фресок и оригинальные композиции самого Потапова.
![]() |
ФАРАОН РАМЗЕС III |
![]() |
ФАРАОН СЕТИI |
![]() |
БОЛЬШОЙ СФИНКС (реконструкция) |
Эти работы имеют не только
научное значение, но и являются шедеврами живописи мирового уровня. Многие из
этих картин представлены в музеях мира, в Александрийской библиотеке Каире и
частных коллекциях за рубежом.
![]() |
М.М. Потапов с делегацией из Египта. |
![]() |
ЦАРИЦА НЕФЕРТИТИ |
![]() |
ФАРАОН АМЕНХОТЕП IY - ЭХНАТОН |
![]() |
ДОЧЬ ЭХНАТОНА АНХСЕНПААМОН |
В 1981 году Михаил Потапов с
Украины приглашается в Соликамск, где
открывается его первая персональная выставка. Серия картин «Эхнатониана»
приобретается городским краеведческим музеем. В 1984 году
М. М. Потапов окончательно переезжает на постоянное местожительство в
Соликамск, где пишет 12 икон в иконостас храма Иоанна Предтечи и 8 икон для
Знаменской церкви с. Городище Соликамского района.
1990 году по приглашению
посольства Египта в России художник посетил Каир, в знак признательности
подарил 17 картин из серии «Галерея выдающихся деятелей Египта», которые
находятся сейчас в «Александрийской библиотеке» г. Александрия (Египет). Прожил художник 103 года, похоронен в г. Соликамске.
Для
подробного ознакомления советую перейти на сайт.
![]() |
ХАТШЕПСУТ (женщина-фараон) |
![]() |
ЦАРИЦА ТЕЙЯ |
![]() |
ЭХНАТОН И ЕГО СЕМЬЯ ВОЗНОСЯТ МОЛИТВУ АТОНУ ВОСХОДЯЩЕМУ |
четверг, 17 ноября 2016 г.
НАШИ СЫЛВЕНСКИЕ ТАТАРЫ.
По численности населения Пермского края татары занимают второе место после русских. Основатель Перми, великий историк В.Н.Татищев говорил: «Татары - народ великий, в ремеслах хитрый, в плодах обильный и купечестве богатый, в строительстве градов преславный».
Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность (древнетюркские каганаты, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское, Сибирское ханства).
Некогда зону Приуралья и Зауралья заселяли ногайцы, Бассейн реки Сылвы входил в состав Ногайского ханства. После того как Сылвенско-Иренское поречье вошло в состав Российского государства, ногайцы ушли на юг.
В 16 веке в Сылвенско-Иренском поречье происходило формирование тюркской группы населения-сылвенско-иренских татар, в котором участвовало все местное аборигенное население и пришлое. В зоне контакта были поволжские и сибирские тюрки, угры, татары, башкиры. В основе фундамента языка пермских татар лежит ногайско - остяцкий компонент.
Писец Михаил Кайсаров в 1623-24гг. проводил полную перепись населения Сылвенско-Иренского Поречья. По писцовым книгам Кайсарова в округе насчитывалось 67 юртов остяцких и татарских, 4 юрта марийских 1 юрт мордовский. Больших русских поселений во все Сылвенско-Иренском поречье (будущим Кунгурским уездом) им не было учтено. Массовое заселение Ирени началось лишь в 1630-40гг.
Административное деление сылвенских татар осталось от нагайцев. В это время Сылвенско Иренское поречье состояло из 2-х улусов: Рожин улус и Карьев улус. Это родоплеменное объединение сылвенцев и иренцев. Т.е. территория современного Суксунского района в той древности входила в Рожин улус.
Жили татары семьями или юртами (домами), которые именовались по старшему члену семьи. Татары делились на сотни, а последние на отдельные юрты. Во главе сотни стоял сотник, а юртами ведали подчиненные им десятники.
В вотчинной семье каждый мужчина имел свой «пай». Владелец пая имел свою «тамгу», т.е клеймо, условный знак, которое вырезали на деревьях, обозначая край вотчины и ставили на документах. И была своеобразной «фамилией».
Нерусское население Сылвенско-Иренского поречья со времени принятия русского подданства вносило в царскую казну ясак. Сбором ясака занимались Чердынские и Верхотурьинские воеводы. Позднее Кунгур стал центром ясака. Ближайшими соседями ясачных людей были Строгановы, которые захватывали все новые и новые территории и заселяли свои земли беглыми крестьянами. Местное татарское население оказывало сопротивление, но без особого успеха. Много татарских земель приобрел соликамский купец Федор Елисеев. Земли Сылвенско-Иренского поречья приобретали как легально, так и путем захвата.
На территории нашего современного района земли татар часто приобретали или брали в залог. Уступкой приобрел мужской монастырь земли у Сасыкая Балбекова и Истекая Илгодина. Которые стали в последствии именоваться землями Тохтаревской пустыни. Здесь сейчас располагается современное село Тохтарево. А деревни Истекаевка и Сасыково происходят от их личных имен.
Название села Тохтарёво тоже произошло от имени Тохтаря Алабашева, который проживал на этой земле, и имел занятие рыбной ловли. Именно в этом месте в 1645 году была основана пустынь, где подвизались православные монахи.
С давних времен татары расселялись компактно, по берегам рек либо по их притокам. Деревни обычно огораживали изгородью из жердей. Для выхода за пределы поселения с двух сторон устраивались полевые ворота.В старину они занимались охотой, рыбалкой, подсечным земледелием и бортничеством. Ясак платили куницами.
НА ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ |
ТАТАРСКИЕ УКРАШЕНИЯ |
![]() |
ШКОЛА. БЫРМА 1950-гг. |
![]() |
МЕЧЕТЬ В НИЖНЕЙ ИСТЕКАЕВКЕ |
РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТАТАР СУКСУНСКОГО РАЙОНА.
А кто же был основателем рода современных татар Суксунского района? Заглянув в глубокую древность, проведя большие архивные поиски, местный краевед МИРСАИТОВ СИРИН составил большое Родословное Древо.
Которое наш музей красочно нарисовал оформил на большом планшете,и которое сейчас находится в татарском национальном центре в д. Истекаевка.
Основателем рода всех татар, населяющих Суксунский район, в древности был один предок- НОГАЙ. От него и его потомков пошло расселение татар в д. Сасыково, Пепелыши, Тохтарёво, Бырмы, Истекаевки, Агафонково, Бердыкаево.
|
среда, 9 ноября 2016 г.
НОВАЯ
КНИГА в электронном варианте!
Местный
краевед Белых Вячеслав Александрович порадовал нас нынче своей новинкой. Он решил
не ждать, когда появятся деньги, так необходимо нужные на издание книги, а взял
и сделал электронный вариант.
«ИСТОРИЯ
СУКСУНСКОГО РАЙОНА в документах 1648-1938гг». И, ведь, действительно, в
документах! Вячеслав Александрович уже фанат архивов и многое добыл в них, посещая ГАСО и ГАПК. Материала в книге
достаточно, даже есть некоторые Ревизии-переписи по селам и заводу Суксун. В
чем нуждаются те, кто ищет свои корни. Почти вся книга построена на публикации
старинных документов. Из которых можно многое почерпнуть и узнать нового.
Диск
с электронной книгой можно приобрести в Суксунском историко-краеведческом
музее. Стоимость 250 рублей.
http://rodovoj.blogspot.ru Заходите на блог! Читайте!
http://rodovoj.blogspot.ru Заходите на блог! Читайте!
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
НАХОДКА! Сколько раз я уже многим говорила: не выбрасывайте ничего из дома. Это память предков. Даже если и нет наследников, не выбрасывай...

-
Есть горы, которые вижу во сне… Так называется книга, которая появилась в поселке Суксун этим летом. Автор ее - уроженец Суксуна Корти...
-
НАХОДКА! Сколько раз я уже многим говорила: не выбрасывайте ничего из дома. Это память предков. Даже если и нет наследников, не выбрасывай...
-
ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА И ИСПОВЕДНИКА АНТОНИЯ СУКСУНСКОГО. 20 декабря в поселке Суксун впервые за много лет в зале районног...