ГИПСОЛИТЕЙНЫЙ
ПРОМЫСЕЛ В КУНГУРЕ
В
городе Кунгуре стали вырабатывать
изделия из гипса более века назад.
Благодаря залежам гипса в городе
открывались небольшие кустарные
мастерские, которые занимались
изготовлением гипсовых изделий. Сырьем
служил местный камень, который приносили
в мешках, затем обжигали дома в русских
печах, а после продукт мололи. Мастера
ориентировались в основном на потребности
городского обывателя. Их изделиями были
копилки в виде кошечек, собачек, женские
головки…
Тайная вечеря. Панно. Найдено в церкви Кунгурского района. |
Кошка-копилка |
После
революции 1917 года кустари организовали
артели. У артели стала появляться другая,
советская продукция - бюсты вождей,
писателей, барельефы на тему Родины и
Советского Союза. Новый советский быт
диктовал новые темы. Позже артель
переименовалась в производственную и
заготовительную артель инвалидов
«Объединение», поскольку в ней
были сосредоточены разные производства.
В
1941году артель инвалидов была переименована
в «Артель имени ХVIII
партконференции». В это время
ассортимент артели состоял из
анималистических фигурок - кошечек,
собачек, уточек. Петушков, барашков…Но
уже в 1941 году появляются новые образы
«Пограничник» «Черкес»,
«Колхозница». Также выпускали
бюсты советских и партийных деятелей,
писателей и поэтов.
Мало
кто знает, что артель одно время даже
выпустила скульптуру Христа и Иоанна
Крестителя! Но …шла она под названием
«Еврейские мальчики», что не
вызывало подозрения у цензуры. Причем,
у некоторых жителей эта скульптурка
еще сохранилась.
С
1940-х годов продукцию артели стали
продавать в специальном киоске, на
железнодорожном вокзале. Это было
выгодно и удобно для приезжающих в
Кунгур увести с собой домой на память
сувенир!
В
1950- гг. у артели появляются огромные
накомодные скульптуры из гипса. Это
было вызвано тем, чем больше фигура-тем
больше оплата.
В
поисках путей решения разных проблем
художники осознавая отсутствие традиции
в кунгурском гипсолитейном искусстве,
обращались к произведениям русских
промыслов-фарфору, фаянсу. Заимствования
из фарфорово-фаянсовой пластики ощутимы
во многих изделиях, выпускаемых в 1950-60
гг.
На
1950-гг пришелся пик выпуска фигур
литературных сюжетов и сказочных героев.
«Конек-Горбунок», «Кот в сапогах»,
«Садко», «Василий Теркин»,
«Аленушка», «Красная шапочка»…
Конек-горбунок |
Садко |
Красная шапочка |
И
знаменитая «Хозяйка медной горы».
Скульптура была создана в 1960 годах и
тиражировалась вплоть до 1980!
В
гипсовом облике и величавой скульптуре
Хозяйки медной горы, многие угадывали
схожесть с артисткой Т.Ф. Макаровой,
сыгравшей роль Хозяйки в известном
фильме-сказке. Сказы П.П. Бажова нашли
отражение во многих кунгурских
скульптурах. Они пользовались очень
большой популярностью.
Малахитовая шкатулка |
Катенька |
Оборот скульптуры
Артель
много выпускает фигурок детей, молодежи.
«Школьница», «Девочка с мячом»,
«Мечтательница», «Фигуристка»….
Мечтательница |
Девочка с мячом |
Скульптором
Ю.А. Нелюбиным в 1960-гг было создано
немало новых работ. Одна из них-
«Купальщица».
Купальщица |
Панно
В
1950-60 годах одной из тем советского
искусства была борьба за мир. Часто
художники и мастера обращаются к теме
Великой Отечественной войны.
Художник-фронтовик Е.П. Шатиров обращается
к образу Василия Теркина. Защитник
отечества изображен в скульптуре
«Пограничник».
Василий Теркин |
В
1960 году Кунгурская артель имени XVIII
партконференции была переименована в
Завод гипсолитейных изделий на базе
цехов и личного состава рабочей артели.
Старик Хоттабыч |
Охотник |
По грибы |
Публикуемые
изделия - предметы из фонда Суксунского
историко-краеведческого музея. Все эти
скульптурки являлись непременным
атрибутом прежнего советского времени,
которые радовали глаз рядового
жителя-обывателя, но и сейчас многих
посетителей продолжают радовать, вызывая
ностальгию и теплые детские воспоминания.
Научный
сотрудник Суксунского музея
Н.Н.
Токарева.
Спасибо.. хороший текст ..Ищу автора старика Хоттабыча.. и не могу найти.. Не могли бы подсказать? Артель Кунгура.. и все..
ОтветитьУдалить