«Я
СТРЕМЛЮСЬ К ТОМУ ЧЕРТОГУ…».
(
бытование духовного стиха в Суксунском
районе в 20 веке)
Если проехать
по глубинкам Прикамья, то можно еще
встретить по селам людей знающих и
поющих старинные духовные стихи. В
Суксунском районе в конце двадцатого
века исполнителей подобных стихов уже
можно было пересчитать по пальцам.
Уходит старина.
Русский
народ, воспитанный на многовековой
православной культуре, не мог
довольствоваться чисто бытовыми
жанровыми песнями и обрядами. Православная
душа его всегда стремилась к чему-то
более высокому, чистому.
Что
же такое духовный стих? Духовный стих
как жанр возник в 17 веке и развивался
наряду с кантами. Принято считать, что
хранителями этого наследия являются
старообрядцы. Бесспорно, они по сей день
стойкие приверженцы древнерусских
традиций, и старого уклада жизни. Но
вместе с этим бытовало целое направление
в музыкальной устной традиции православных
христиан, связанное с исполнением
духовных стихов и песен. Эта ветвь
развивалась параллельно со старообрядческой.
Первоначально
он бытовал в среде духовенства, учащихся
семинарий. Поэтическим источником для
православного населения служили разные
печатные сборники, которые активно
издавались в прошлых веках. Эти тексты
служили основой для музыкального
творчества. Стихи полюбились простому
русскому народу. Иногда они сочинялись
и исполнялись благочестивыми мирянами.
Сюжеты стихов были самыми разнообразными:
в них отразилась любовь народа к Богу,
царю, святым угодникам, любовь к святым
местам, странникам… Простые незатейливые
песни несут в себе глубокое религиозное
содержание. Это размышление о мире
земном, в котором живет человек, и о мире
ином, куда предстоит всем уйти.
Пелись они обычно на дому в тесном кругу
духовных друзей.
АННА
И ЗИНА.
Две
такие исполнительницы стихов из народа,
когда-то проживали в деревне Говырино
Суксунского района, Брёховского сельского
Совета. Зинаида Турышева и Анна Цивилева
имели большой «репертуар», и часто
собирались помолиться и попеть. Анна
пела когда-то на клиросе Брёховской
Никольской церкви. Многое им пришлось
пережить: гражданскую войну, расстрелы
жителей, коллективизацию, закрытие
любимой церкви, и долгожданное возрождение
храма в 1990-х годах 20 века.
В
середине 1990-х годов бабушки часто
приезжали на службу в Суксунскую
Петро-Павловскую церковь. Им приходилось
приезжать с вечера, чтобы с утра попасть
на Литургию. Вечеруя на лавочке в
церковной ограде, они часто пели, радуя
уборщиц церкви и просфорню. Тут я с ними
и познакомилась, когда услышала их
самобытное пение. А потом ездила к ним
в гости, где меня всегда радушно
принимали.
Обе
старушки всегда были доброжелательными
и приветливыми, но как-то не очень охотно
позволяли себя снимать на видеокамеру,
считая это грехом. Их двухголосное
пение все-таки удалось записать на
магнитофон и сделать несколько
видеосъемок. Так уж хотелось для потомков
запечатлеть их на память! А сейчас их
уже нет в живых, а песни остались.
То,
что исполнялось Анной и Зиной, в основном
было когда-то привнесено в нашу местность
священниками, мирянами, монахами и
бытовало среди населения. Анна и Зина
стихи старались запомнить с первого
раза, поскольку не умели ни читать, ни
писать. Порою к стихам сами придумывали
мотив и исполняли. Были у них и любимые.
К примеру, стих «Про Алексея Божьего
человека», в котором более 40 куплетов.
События происходят в городе Риме, где
сын богатых родителей Алексей противится
браку с девицей и уходит из дому молиться
Богу. Прошло много лет, он возвращается
в родной дом, где его не узнали, да и он
не объявляет себя. Жил он в доме отца
на правах раба, терпеливо сносил все
насмешки слуг, а когда умер, родителям
и народу открылась его тайна. Алексея
похоронили с почестями в ограде храма,
как Божьего человека.
Среди
песнопений Анны и Зины - «Келья»,-
своеобразная заунывная песнь затворницы,
«Христос с учениками из Храма выходит»,
- песнь о кончине мира. «Праздник»,
- песнь, где о смерти говориться как об
избавлении от суетной жизни и мрачного
мира. «На Крещение Господне», -
рассказывает о самом празднике. «Спит
Сион» - повествование о воскресении
Христа. Один из духовных стихов бабушки
посвятили закрытию любимой Брёховской
церкви.
Брёховская церковь до реставрации. Кон. 1990-хгг. |
И часто вспоминали годы гонений.
«
Прощай ты, обитель святая,
Прощай наша мать
навсегда!
Тебя нам обитель
святая
Теперь не видать
никогда.
Умолкли священные
речи
И звон колокольный
утих,
Погасли лампады и
свечи
На веки во храмах
Твоих….»
Анна
не любила много говорить. Скупо
рассказывала она о своей жизни о старине.
А о Боге она была готова говорить всегда.
Жила она в Говырино одиноко в старинном
домике, где держала кур, ходила в лес по
грибы и ягоды. И посещала каждое
воскресенье службу в Брёховской церкви.
Подруга Зина жила рядом, с детьми и
внуками. Она постоянно была в заботах
и трудах. Лишь зимними вечерами собирались
они вместе у Анны вечеровать. Нет - нет
да и запоют тоскливую песню:
«
Уж ты келья моя келья, келья новая моя.
А
вокруг же моей кельи кругом ночная
тишина.
И
лампадою ночною день и ночь освещена.
А
я, бедная, молюся, чтобы мир людской
забыть.
А
вокруг меня напасти - не могу их
пережить...»
В 2005
году Зина умерла. Умерла как христианка,
собираясь на службу в церковь. Анна
пережила ее всего на два года. Последние
несколько лет жила она в небольшом
купленном домике, в селе Ключи, где за
ней ухаживали родственники. Смерть ее
тоже была необычной. В этот день, когда
она умерла, напротив сгорело жилище ее
родственников. Так что после ее смерти
перебрались они в ее домик.
В
20 веке большую роль в распространении
духовного стиха сыграли монастыри и
духовенство. Через них духовная культура
приходила в народ. Особенно множество
духовных стихов выплеснулось во время
богоборчества. Это был своеобразный
протест против закрытия церквей и
монастырей.
«Пришли
гонители Христовы
С
тяжелым молотом в руках
Разбить
святилище готовы
И
с богохульством на устах.
Рубили
с жадностью канаты,
Чтоб
сбросить колокол святой
Несчастной
жертве были рады
Позор
звенел над головой…»
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА
В
1920-х годах, после закрытия и разорения
монастырей, многие монахи покинули свои
обители и жили по разным населенным
пунктам. Так в селе Тохтарёво, Суксунского
района, в этих годах появились две
монахини: Анна из Орды и Мария из Тулумбас.
Они нашли приют в церкви у тогдашнего
священника о. Иоанна Братухина. Сторожили
храмы, шили одеяла, зарабатывали своим
трудом на пропитание.
Место явления иконы Неопалимая Купина |
Село
Тохтарёво - место благодатное. В 1645 году
здесь впервые появились монахи, основавшие
Тохтарёвскую пустынь, которая
просуществовала вплоть до середины 19
века. До сих пор местные жители называют
Тохтарёво «монастырем». В селе
имелось две церкви: летняя Богородицкая,
1694 года постройки, и зимняя Екатерининская,
1802 года постройки.
Село еще известно тем, что в древности на реке Сылве татарину Тохтарю Алабашеву явилась по воде икона Божией Матери «Неопалимая Купина», в честь которой позже монахи выстроили Богородицкую церковь.
![]() |
Интерьер зимней Екатерининской церкви в с. Тохтарёво перед закрытием, 1930гг. (Фонд ГАПК) |
Село еще известно тем, что в древности на реке Сылве татарину Тохтарю Алабашеву явилась по воде икона Божией Матери «Неопалимая Купина», в честь которой позже монахи выстроили Богородицкую церковь.
![]() |
Тохтарёвская Богородицкая церковь. |
Местная
девушка Татьяна Чечушкова любила
проводить время с монашкми, ходила с
ними по окрестным святым местам, пела
на клиросе. Монашки полюбили девушку и
воспитывали как могли. От них она получила
тот дар, ту искру, которая зажгла в ее
душе любовь к Богу. В 1931 году Татьяна
вышла замуж. Как не уговаривали ее
монахини не выходить – не послушалась.
В деревне без мужчины трудно вести
хозяйство. Да и молодость взяла свое. В
1937 году в Тохтарёво церковь закрыли,
священника о. Романа Трегубова арестовали,
монахинь выгнали. Начались трудные
времена, а потом и война. В 1943 году погиб
муж Татьяны, осталась она с дочерью на
руках. С тех пор прошло много лет. Татьяна
Петровна Шестакова доживала свою жизнь
в Суксуне. Прожила она 90 лет и ни разу
не пропустила воскресной службы. Здесь
мы с ней впервые и познакомились. Я часто
стала навещать Татьяну Петровну, которая
щедро делилась со мной воспоминаниями
детства и юности. А также пела мне
духовные стихи.
Солдатская
вдова Татьяна Шестакова проработала
всю жизнь в колхозе, жила в селе, особой
грамоты не знала, но поражала своей
мудростью, внутренней культурой и
интеллигентностью. Она знала много
духовных стихов, молитв, которыми
напиталась от монахинь Анны и Марии.
У
монахини Анюты, как ласково ее звали в
селе, был «кантошник». Это тетрадка
с записью стихов, которые они называли
кантами. Бывало, запоет Анюта стих и
заплачет. Трудная у нее была жизнь.
«Ныне,
ныне я печален, ныне радости отверг,
Я
остался безотраден, провожаю дни в
скорбех…
Беспрестанно
воздыхаю токи слез лия из глаз
Крепко
в перси ударяю, вознося к Творцу мой
глас…»
Собирались
в те времена у монахинь и другие нашедшие
приют в Тохтарёво монахини. Пели,
вспоминали прожитую в монастырях жизнь,
предчувствовали гонения и свой конец.
«Вот
скоро настанет мой праздник, последний
и первый мой пир.
Душа
моя радостно взглянет на здешний
покинутый мир.
Омоют
меня и причешут заботливой нежной рукой
И в новое платье оденут как будто на праздник большой…»
И в новое платье оденут как будто на праздник большой…»
После
пришедшего 1937 года судьба их осталась
неизвестной.
Со
слезами вспоминала и Татьяна Петровна
своих духовных наставниц. Ведь она
родилась еще при царе, в 1912 году, поэтому
оговорить о старине, о старом укладе
жизни очень любила. И болела у нее душа,
что прожила она жизнь не с Богом, а с
миром. «Если
бы я раньше книжки божественные читала
– много бы знала и замуж бы не пошла!»,
- говорила Татьяна Петровна. Она прожила
трудную жизнь, но сохранила свою любовь
к духовному стиху и помнила их.
Особенно любила стихи, посвященные
Богородице.
«О, Мати Пресвятая,
утри слезу с ланит
От
бед изнемогая душа моя скорбит.
Отовсюду
стало тесно, в душе лишь боль да стон,
Отрады
нет нимало и зло со всех сторон…»
Язык
подобных народных духовных песнопений
разнообразен в них порою соединяются
и церковно - славянский язык и русский.
Стихи, созданные в 18 веке почти все
встречаются на церковно - славянском.
В стихах, близких к народной песне или
былине преобладает русский язык, но
чаще вперемешку с церковнославянскими
словами. Особенности местного говора
также проявляются в некоторых стихах.
Характерно то, что эти перечисленные
духовные стихи бытовали в разных районах.
Часто в них изменялись слова или
добавлялись новые куплеты. Та или иная
песнь исполнялась на разные мотивы.
Среди
стихов и песен также бытовали и легенды.
Вот
одно из рассказанных
Татьяной Петровной стихов:
«
Где святаго Иордана
Как
слеза вода чиста,
Где
глаголы Иоанна
Указали
на Христа,
Где
превечно зеленеет
Гефсиманский
грустный сад,
Где
два раза смоква зреет
И
меняет свой наряд.
В
эти дни давно былые,
Так
молва передала
Матерь
Божия Мария
На
земле еще жила.
Каждый
день она ходила
В
Гефсиманский грустный сад,
Сына
там она молила
О
спасеньи новых чад.
Раз,
при солнечном восходе
Шла
молиться в сад он.
Видит
грубый сын природы
Сеет
в землю семена.
«Что
ты сеешь тут?» - с приветом
Дева
- Мать к нему рекла.
«Камни»
- их он дал с ответом,
На
посев моя земля».
С
самой той поры до ныне
Также
смотрят небеса
На
луну и на долины
Там,
где эта полоса.
И
посев на ней не всходит,
Он
с тех пор на ней заглох,
Путешественник
находит
Только
каменный горох».
КАТЯ-РЕГЕНТША
В
конце 1950 годов в Суксунской Петро-Павловской
церкви служила регентом Боровых Екатерина
Ивановна - бывшая послушница Богородице
– Казанского Серафимо – Алексеевского
женского монастыря. Находился монастырь
в д. Бахаревой, недалеко от Перми.
Родилась Катя в 1894 году, году в д. Хмелевка
Кунгурского уезда. В 1910 поступила она
в Бахаревский монастырь из и жила при
нем вплоть до его закрытия. Ее монашеским
послушанием было пение на клиросе и
работа в чулочной мастерской. Эти две
профессии ей в последствии очень
пригодились. Голос у нее был хороший,
поэтому в любом храме, где она в последствии
появлялась, ее радушно принимали. Хор
Бахаревской обители был известен во
всей Пермской области. Пение сестер
также украсило освящение Крестовоздвиженского
собора на Белой горе в 1917 г.
![]() |
Послушница Екатерина. 1915г. |
![]() |
Насельницы Бахаревской обители с игуменьей Глафирой. |
После
закрытия монастыря Катя скиталась по
разным местам: Полыгорец, Кольцово,
Кукуштан, Курашим, где служила при церкви. И вот
в конце 50-х годов постаревшую регентшу
привез в Суксун настоятель Петро -
Павловской церкви о. Иоанн Зыков. Здесь
она прожила остаток своей жизни. Все ее
имущество состояло из мочаленного
матраца, шубейки, дорожной шали и вороб.
Катя до конца жизни любила вязать.
Сохранились также несколько памятных
вещиц прошлого века, среди которых были
два альбома с духовными стихами. Катя
их тоже называла «кантошниками».
Судя по датировке они заполнялись в
1914-1920 годах. Среди записей, сделанных
Катей и ее духовными друзьями: подругами,
священниками, сестрами, можно встретить
стихи о святынях Киева, Урала, Верхотурья,
Белогорского монастыря. Написаны они,
судя по стилю, не поэтами, но зато от
души!
«
…Белогорская обитель
Мне
любезнее дворца
Я
ведь с детства был в ней житель,
Жить
желаю до конца…»
Или:
«Прости, священная обитель,
Киот
святыни дорогой.
Прости
великий исцелитель
Угодник
Божий Сименон!
Последний
раз перед тобою
Мои
колена я склонил
И
с сокрушенною мольбою
Потоки
слез моих пролил…»
Аккуратно,
чернилами переписаны канты Божией
Матери, Иисусу Христу, Серафиму Саровскому.
«
Вот он, блаженный пустынник взыскующий
Века
грядущего благ неземных.
Вот
он, в скорбях как мы в счастье ликующий,
Душу
готовый отдать за других.
Тихо
тропинкой лесной пробирается
В
кожаной мантии в лычных лаптях,
Крест
на груде его медный качается,
Сумка
с песком у него на плечах…»
Этот
альбом чем-то похож на светский, который
молодые девушки заполняли разными
стихами. Только заполнялся он стихами
религиозного содержания. На некоторых
страницах имеются рисунки в виде
виньеток, а также пожелания типа:
«
Друг, всегда в уме держи две из жизненных
основ:
Больше
правды, меньше лжи, больше дела, меньше
слов».
В
самом конце альбома особо выделены
четырехголосные распевы в нотной записи
на церквно – славянском и греческом
языках. Их несколько: «Милость мира»,
«Херувимская», «Яко с нами Бог»
и т.д. Катя в монастыре получила
музыкальное образование и знала нотную
грамоту.
Стих о Белой Горе. |
Яко с нами Бог. |
Среди
упомянутых стихов выделяются тексты
не религиозного содержания: «Стонет
сизый голубочек» русского поэта 18
века Дмитриева, и особо любимая в народе
героическая песнь «Гибель варяга».
Песня записана словами и нотами в
скрипичном ключе на два голоса. Видимо,
патриотизм русских воинов не оставил
равнодушных даже монахинь.
«…Мы
пред врагом не спустили
Славный
Андреевский флаг
Сами
взорвали «Корейца»,
Нами
потоплен «Варяг»!
![]() |
Боровых Екатерина Ивановна, 1927г. |
В конце 1920-Х годах Катя уже жила в миру, где творилось беззаконие. Жить было страшно и порою опасно. За связь и общение с разными священниками Катя тоже подвергала себя опасности. К примеру, она была свидетелем ареста о. Григория Ахидова – батюшки из с. Кольцово, а после его возвращения из лагерей навещала его. Постепенно закрывались храмы и монастыри. Но воспитанная в монастыре она вела религиозную жизнь, не отрекалась от Бога не ушла в мир, не создала семьи. Катю часто спрашивали, почему она не приняла монашеский чин, а осталась послушницей? На что она отвечала, что недостойна.
Четки послушницы Екатерины |
Последним
ее пристанищем был дом в Суксуне по ул.
Кирова, где проживала Вера Петровна
Лопатина, которая до смерти ухаживала
за регентшей. Мне часто приходилось
общаться с Верой Петровной, которая
именно от нее научилась богослужебному
пению, а позже долгое время сама была
псаломщицей в Суксунской Петро -
Павловской церкви. Мало того Вера
Петровна была еще и участницей Великой
Отечественной войны и имела медаль «За
отвагу».Но по скромности ее об этом
почти никто не знал!
Умерла
Катая в 1979 году в Суксуне и похоронена
на местном кладбище. Сейчас редко кто
приходит к ее почти сравнявшейся с
землей могиле.
«
Может быть, от вас далеко я помру в чужой
стране,
Где
зароют труп глубоко и забудут обо мне…».
При
жизни послушница Екатерина поддерживала
связь со многими ее духовными братьями
и сестрами, которые так же, как она
лишились своей обители и были разбросаны
по всей стране в тюрьмах и за границей.
Она была знакома с выдающимся духовным
пастырем епископом Ювеналием (Килиным
1875-1958), который еще в 1896 году начал
подвизаться монахом в Белогорском
монастыре, позже эмигрировал, пережил
эмиграцию в Китае, и даже был епископом
Шанхайским!
Епископ Ювеналий |
Письмо епископа Ювеналия послушнице Екатерине, 1947 г. |
Письмо епископа Ювеналия послушнице Екатерине |
После его возвращения в
Россию в 1947 году, после долгого изгнания,
он не забывает своих духовных чад, в том
числе и послушницу Екатерину. Сохранились
письма владыки Ювеналия (который в это
время был уже назначен епископом
Челябинскими Златоустовским) к Кате,
которые я случайно обнаружила в пыли
на чердаке дома Веры Петровны вместе с
фотографией епископа Ювеналия! Последнее
место его служения была Удмуртия, где
он служил архиепископом Ижевским и
Удмуртским.
Возможно,
что с появлением Кати в Суксунской
Петро - Павловской церкви в середине
или после Литургии, перед тем как народ
идет к Кресту, или перед Причастием в
Великий Пост, наряду с псалмами и
молитвами, хором часто исполнялись
духовные стихи покаянного или праздничного
содержания. Среди них: « Господи
помилуй, Господи прости», «На
мрачной горе». «Имже образом желает
елень..» - переложение псалма Давида.
Последнее было особо любимым среди
старшего народа, молящегося в церкви,
которое не читалось, а пелось и имело
своеобразную песенную мелодию.
Основной
костяк певчих Суксунской Петро - Павловской
церкви формировался в 1940 годах, когда
церковь после закрытия в 1944 году была
открыта вновь. Под руководством регента
Александра Мамаева в хор были набраны
старые еще дореволюционные певчие и
молодежь. Многие из той молодежи
продержались вплоть до 2002 года.
![]() |
Регент Суксунской церкви А. Мамаев с певчими, 1946 г. |
![]() |
Псаломщица Суксунской церкви Лопатина В.П.(слева) и певчие старого хора Нач. 2000-хгг. |
Эти уже старушки и были основными певчими Суксунской церкви. Обученные регентом они пели на несколько голосов. Среди них особо выделялась «старинная» певчая Бормантова (в девичестве Тепелина) Елизавета, которая начала ходить в хор с 1920-х годов. Не смотря на очень преклонный возраст, свободно брала высокие ноты, и задавала всем «тон».
Живы
были традиции духовных песнопений и
при священнике о. Петре Шошине, служившем
в Суксуне с 1970-х до конца 1980-х годах. К
примеру, в Рождество он сам часто пел
колядки на русском, украинском и даже
на марийском языке, поскольку в районе
проживают крещеные марийцы. Последним
это очень нравилось и они любили батюшку.
![]() |
Священник Петр Шошин с прихожанами, 1980-е гг. |
В
настоящее время старые жители и
некоторые из молодежи на Рождество
Христово ходят «славить» и распевают
духовный стих «Рождество Христово,
Ангел прилетел», который исполняется
наряду с Рождественскими тропарями. У
многих прихожан есть тетради, где
записаны полюбившиеся старинные стихи.
Но уже реже собираются они вместе петь,
поскольку старшее поколение уходит.
Каждое
время и люди приносят свои изменения,
новшества, традиции. В конце 1980-х годов,
начале 90 - х в Суксуне было много
священников с Украины. В Суксуне
некоторые исполняют и колядки, бытующие
на Украине.
В
Брёховской церкви тоже служил о. Борис,
приехавший с Украины. Он завел обычай
на Рождество в церкви делать рождественский
вертеп. На возвышенном месте имитировали
украшенный еловыми ветками хлев, где
родился Спаситель. Овечек лепили из
теста, пекли и садили под еловые ветки.
Ставили лампадку. Все это стояло в
церкви, пока идет святочная неделя. Эта
традиция в Брёховской церкви сохранилась
и по сей день, поскольку прихожанам идея
понравилась.
Для
русского народа стихи были школой веры,
нравственности и вместе с тем школой
религиозной культуры. Как область
духовной культуры, лежащая между
письменной церковной традицией и
фольклором, русские духовные были
своеобразной опорой в жизни.
С
этим уходящим поколением, которое
родилось и выросло на рубеже 19-20 веков,
наверное, традиция духовных стихов
уйдет из обихода и забудется. Либо
останется в сборниках и нотах, которые
будут пылиться на полках исследователей
или музеев.
Текст письма игумена Германа:
Дорогая о Господе раба Божия Н. Токарева.
Милость Божия буди с Вами и на Вашем святом труде собирания
духовных песен народных и «псальмов» как у нас называли духовные канты. Я сам
очень был очарован ими, когда посещал отдаленные места Канады, где старики
проживали и слезы о Руси потерянной проливали. Я кое-что записал, но был молод
тогда и ленился. Все пропало. Никто в Америке этим не занимался, а жаль.
Поэтому я с такой радостью и жаждой прочел Вашу статью в моей любимой газете «Православная Пермь»
№4/50/, где Вы совершенно мало даете куплетов «Я стремлюсь к тому чертогу…». А
хотелось бы их прочитать /и послушать пропетыми конечно/. Поэтому прошу Вас,
дорогая моя, пришлите мне эти тексты для моего «Р. ПАЛОМНИЧКА» да и Ваш адрес,
чтобы можно было послать, если желаете. Простите. Спасибо за утешение: статья Ваша прекрасна. Храни
Вас Христос.
Научный
сотрудник музея Наталья Токарева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий