Так называется новая выставка, которая открылась в музее в начале мая. Здесь представлены наряды невесты разных времен. Свадебное платье является, пожалуй, самым важным нарядом в жизни девушки. Это уникальное одеяние несет в себе глубокий символический смысл, объединяя веками накопленные традиции, отголоски прошлых поколений и древние обряды. Поэтому невестами выбирается тщательно и долго. Его надевают всего раз в жизни, поэтому оно должно быть идеальным до мельчайших подробностей, ярким, необычным, запоминающимся!
На
выставке в музее - все его ослепительно белое разнообразие. На любой вкус и
цвет! Но свадебное платье не всегда было белое. По традиции на Руси на свадьбу
жених и невеста одевали самые лучшие одежды, а свадебное платье, роль которого
играл в то время сарафан, шилось из
красных материалов. Красный цвет был символом радости, солнца. Белых свадебных
одежд не использовали. Белый цвет считался символом траура. Ведь саван на
покойника всегда шили из белой материи. Европейский облик свадебное платье на Руси
приобрело лишь в 18 веке. Столичные дамы стали следовать заграничной моде. И
свадебное платье стало шиться по иным
образцам.
В
разных регионах России в старину свадебные наряды шили и носили по-разному. В
Суксун - заводе вначале ХХ века среди простого населения были традиционны парочки - кофта и юбка. Этот же наряд, но из
более дорогих материалов шился и на свадьбу. Голову украшали венками и лентами,
кокошниками или покрывали нарядной черной шелковой косынкой, такие плелись местными
кружевницами на коклюшках и носились по праздничным дням.
В
конце 19, начале ХХ века в у суксунских невест уже появился флердоранж, и белое
свадебное платье, поэтому на старинных
фотографиях часто можно видеть жениха и невесту, одетых по европейской моде.
Супруги Вылежанины. Нач. ХХв. Тюмень.
Супруги Шитовы. Нач. ХХв. Суксун.
На выставке в музее представлена свадебная парочка, из шелковой желто-белой материи, украшенная покупными кружевами, которая чудом сохранилась в бабушкиных сундуках.
Свадебная «Парочка»
Нач. ХХ века.
Некоторые считали, что после смерти свадебное платье обязательно нужно положить во гроб, либо надеть на покойницу. Если платье не одевалось, его разрезали и «одевали» сверху савана. Как правило, невеста хранит свое венчальное платье, как и венчальные свечи, которые даются молодым в руки при венчании.
Здесь
же на выставке можно увидеть и старинное приданое невесты. Обычно будущая
невеста сама себе его готовила, либо заказы на приданное делали в монастырях. В
монастырских швейных мастерских монашки изготовляли ткани, кружева, пояса,
цветы... Монастырская работа резко отличается от мирской, так как все сделано особо тонко и аккуратно.
Приданое невесты. Начало ХХ века.
Современные
свадебные платья представлены на выставке 1960-2012 годами. Они из самых разных
материалов. Скромные, самодельные, сшитые можно сказать для теперешнего времени смешно и очень
просто- это 60 годы, когда для простого населения дорогие ткани не были
доступны. А платья шили местные швеи. Фасон подбирала сама невеста.
В
70 годах появляется тафта, парча, а позже гипюр. Такие платья тоже представлены
на выставке. Среди них даже татарское «национальное свадебное» платье, которое состоит из белого платья из
тафты, расшитого на груди национальным орнаментом и бархатного расшитого камзола.
На выставке свадебного платья.
80 годы прошлого века
представлены платьями из гипюра, сетки. В том числе и «иностранного» происхождения. Платье из
ГДР - овского гипюра выглядит так, как будто сейчас сшито и хоть надевай!
Легкое, воздушное, оригинальное.
Необычен наряд невесты 1987 года под дамское платье стиля барокко, со шлейфом,
и стоячим воротником. В те годы были очень
модны шляпки с фатой, таковые тоже имеются на обозрении. Современные
платья 90-2000-х самые разнообразные! Уже невесты шьют на свадьбу платья разных
цветов и покроев. Есть даже платье фиолетового цвета с накидкой сверху.
Материалы платье этих лет- от шелка до органзы. Есть и необычные и непривычные
свадебные платья, в которых тоже красовались суксунские невесты. Современная
мода на свадебное платье стала более гибкой, в ней могут объединяться и
смешиваться разные стили, от готики и барокко до авангарда. Выбор свадебного
платья открывает широкие возможности для творчества, ведь в день свадьбы
невеста может предстать современной активной деловой женщиной или романтической
мечтательной, средневековой принцессой или греческой богиней.
Если
бы можно было собрать все свадебные платья, хранящиеся в чемоданах и сундуках
суксунских женщин, то музея бы для демонстрации таковых точно бы не хватило.
Поэтому в небольшой комнате умещаются лишь несколько платьев, которые наглядно
дают зрителю представление о временах и вкусах. Хотя на стенах висят фотографии
с суксунскими парами, снятые в торжественный момент регистрации. Кто-то придет
и узнает себя.
На выставке еще есть интересные советские атрибуты ЗАГСА, старые
свидетельства о регистрации. Ведь после революции 1917 года запись актов
гражданского состояния была поручена именно
ЗАГСам, и считалась действительной. Церковный брак и метрические книги
были на долго забыты!
Выставка
будет работать до середины июня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий