понедельник, 9 января 2012 г.

ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА И ИСПОВЕДНИКА  АНТОНИЯ СУКСУНСКОГО.
20 декабря в поселке Суксун впервые за много лет в зале районного КДЦ собрались слушатели необычной программы, посвященной Дню памяти священномученика и  исповедника пресвитера Антония Суксункого, пострадавшего за веру в декабре 1918г.
           Перед тем как собраться на духовно-светское мероприятие, в Петро-Павловском храме была отслужена праздничная Божественная Литургия,  которую совершили с настоятелем этого храма о. Евгением Власовым приехавшие с окрестных мест священники.  В этот памятный день Суксун посетили гости из Спас-Барды, Кишерти, Кыласово, Пермь-Серьги. Священники привезли с собой юные коллективы ребят, своих прихожан, которые выступили в Суксунком КДЦ.    
Духовно – просветительская тематика мероприятия строилась на выступлениях   пастырей, презентации слайд - программы о жизни и духовном подвиге священно-мучеников Сукунских о. Александра Малиновского и о. Антония Попова. После официальной части был дан концерт духовной музыки, в котором участвовали детские коллективы пос. Суксун - дети и педагоги воскресной и местной музыкальной школ,  дети из Спас-Барды, Кишерти, ансамбль женщин  «Духовный сад» из с. Пермь-Серьги.
 Зал тепло, по - семейному, приветствовал участников, и все были тронуты до глубины души, поскольку впервые простой народ    был вовлечен в невиданное до этого действо. И впервые духовные пастыри с проповедями  выступали со сцены перед народом.  В своем приветственном обращении к народу благочинный Кунгурского округа о. Олег Ширинкин подчеркнул то, что лет 20 назад никто бы не позволил народу тут собраться и нести духовно-патриотическое  просвещение в массы не в стенах  храма.
Научный сотрудник Суксунского историко-краеведческого музея Наталья Токарева в начале программы подробно  рассказала слушателям о священномучениках Суксунких Александре и Антонии, представив публике фотографии-слайды, комментируя их. Люди впервые увидели уникальные фотографии и документы, которые были собраны за многие годы, поскольку  Н.Н. Токарева  ведет большую поисковую работу, связанную с историей церквей, монастырей и местного духовенства. В музее накоплен богатый материал и собраны воспоминания местных жителей о днях гонения на Церковь.
Среди участников концерта особенно суксунцам понравился коллектив из Пермь-Серги.   В их исполнении прозвучали авторские песни на духовную тему под баян. Звучали старинные канты и современные произведения под гитару.
Здесь же гостям  и слушателям на память были подарены небольшие буклеты «Святые земли Суксунской»  и магниты с изображением суксунких храмов, которые подготовили и напечатали Наталья Токарева и Светлана Степанова.
 После окончания мероприятия, гости и местные жители посетили необычную выставку в зале Суксунского историко-краеведческого музея «Из истории православной культуры в Суксуне», повествующую о духовной религиозной жизни  местного населения на рубеже 19-20 вв. Здесь широко представлены старые фотоснимки Суксунских церквей, духовенства и прихожан разного периода времени.

Среди снимков есть и уникальные. Так прижизненное фото священномученика Антония Суксунского чудом было обнаружено в школе села Кишерть.   Здесь также имеются фотографии служившего перед закрытием Петро-Павловской церкви   священника о. Александра Бухвалова и фото о. Иоанна Зыкова, который первым после закрытия Петро - Павловской церкви, начал службу вновь в 1945г. Фотографии регентов и церковного хора дают возможность наглядно представить, что в сложное время гонений молодежь активно посещала церковь и многие из них до самой смерти пели в хоре Суксунской Петро - Павловской церкви.   На выставке можно увидеть фотографии бывших регентов церковного хора - Мамаева Александра, Ивинских Серафимы, Боровых Екатерины, Лехтиной Валентины.
На выставке представлены и личные вещи бывших прихожан: духовные книги, четки, альбомы с духовными стихами, которые принадлежали бывшей послушнице Бахаревского монастыря Боровых Е.И., дореволюционные открытки с Рождеством Христовым и Пасхой. А также  и старинные Богослужебные книги 18 и начала 19 веков. Некоторые из них, чудом сохранившиеся от атеистических костров, имеют печать Суксунской Вознесенской церкви. Здесь также представлены облачения православного священника и дьякона, что дает наглядно  представить и узнать о духовной символике одежд служителей Церкви Христовой.  
Старинные лампады, подсвечники, вышивки, ноты церковных песнопений, рукописные тетради с акафистами, написанные любовно Суксунскими прихожанами в разное время. На выставке есть также витрина с реликвиями, привезенными из Иерусалима паломниками. В том числе и свечи от Благодатного Огня, чудесно зажигающегося раз в году в праздник Пасхи Христовой, фотовиды города Иерусалима.
Старинный круглый стол с книгами церковно-славянской азбуки и старой чернильницей принимает всех желающих написать старым пером и чернилами на бумаге, как писали в старину. А также здесь можно ознакомиться с азами церковно-славянской грамоты.
Экскурсовод на выставке расскажет о таком замечательном явлении  нашего края, как Красноуфимская икона. У многих верующих Суксуна встречаются иконы, написанные иконописцами бывшего Красноуфимского уезда, которые имеют свою специфику и отличаются от других. Красноуфимская икона –самостоятельное ответвление уральского горнозаводского старообрядческого иконописания, имеющая своими образцами лучшие Невьянские иконы 18 века.  
На одном из стендов оформлен «Уголок атеиста». Сделано это с целью напомнить гражданам о временах, когда «Бога не было» и за хранение духовных книг, посещения церквей могли отправить в лагеря. Когда антирелигиозная агитация была неотъемлемой стороной советской пропаганды. Здесь представлены антирелигиозные плакаты советского времени и атеистические книги. Выставка будет работать до середины февраля 2012 г. 

                       СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ СУКСУНСКИЕ

                                          АЛЕКСАНДР МАЛИНОВСКИЙ


В 2000 году на Архиерейском Соборе, проходившем в Москве, к лику святых новомучеников Российских были причислены многие подвижники русской Православной Церкви, в том числе два суксунских священника -  о. Антоний Попов и о. Александр Малиновский.
Молодой священник Верх-Суксунской Введенской церкви  отец Александр Малиновский был первым священником, кто принял мученическую кончину за Русь и веру православную.
Александр Иванович Малиновский родился в 1892 г. в г. Петровске Саратовской губернии в семье священника. Окончил духовное училище в г. Вольске. Далее свое образование Александр Малиновский продолжил в Пермской  духовной семинарии.
В Перми он знакомится с дочерью священника Верой Затопляевой и женится на ней. В 1913 году успешно   заканчивает семинарию с аттестатом первого разряда и рукополагается    в сан священника к Спасо - Преображенской церкви в с. Гамово.
В селе Гамово Александр Малиновский прослужил до 1917 г. Помимо службы молодой священник заведует Гамовской и Костаревской церковно-приходскими школами и является их законоучителем.
Слово Божие молодой иерей проповедовал горячо и убедительно. Часто приезжал  в   Пермь, и во время народных чтений в зале братства при часовне св. Стефана,  произносил доходящие до душ людей проповеди. Постоянные слушатели в знак благодарности преподнесли ему в дар рясу и два  священнических облачения.
           Стремясь к более глубоким знаниям, в 1916 году Александр поступает в Казанскую духовную академию.  7 января 1917года, согласно его прошения, определяется к
Введенской церкви с Верх-Суксун.
Надвигаются трагические события, изменившие судьбу России на многие десятилетия. В декабре  1917г. был создан Совет рабочих крестьянских и солдатских депутатов. Молодые большевики начали устанавливать свою власть, объявлять свои призывы на борьбу со старым строем, с монархией.
           На Богослужениях во Введенской церкви всегда было много богомольцев. Яркая речь и грамотные проповеди священника Малиновского производят сильное впечатление на прихожан.
В Суксункий ревком поступали доносы, что поп Малиновский ведет разнузданную контрреволюционную пропаганду. Очень не понравились местным большевикам слова батюшки:
« Миряне, знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквях и соборах ставят лошадей, ругаются над православной верой. Православные, не допустим надругательства над нашей святыней, постоим за веру православную. Скоро опять начнется война, вновь затрещат пулеметы, загремят пушки. Не допустим кощунства над верой православной!»
            Это был хороший повод для ареста. В начале лета 1918 года   в В-Суксун прибыл небольшой отряд красногвардейцев. Его возглавил председатель местного ЧК П.М. Маношин и комиссар Семков М.В.
          У церкви собралась толпа прихожан. Отец Александр в это время находился в церкви. Он ушел молиться в алтарь. Миряне, желавшие уберечь батюшку от ареста, заперли храм на замки. Но командир отряда Маношин свернул ломом замок, проник в храм, и арестовал о. Александра.
Батюшка, держа в руках напрестольный Крест, благословил паству и пошел к выходу впереди своего гонителя.  Народ продолжал сбегаться, пытаясь отнять батюшку у охраны. Красногвардейцы открыли огонь в толпу.  Священника посадили в обоз и повезли. На В-Суксунской плотинке у батюшки вырвали Крест из рук и насмешливо выбросили его в воду.
Вслед по Сибирскому тракту продолжали бежать его прихожане, и только ближе к Песчаной горе стали отставать. 
         В июле этого же года местный ревком в количестве 13 человек был арестован суксунскими повстанцами и расстрелян на Песчаной горе. В том числе матрос Павел Маношин. Военкому Семкову удалось сбежать с места кровавой расправы.
Пробыв под арестом в Красноуфимском ЧК о. Александр был замучен и убит 2 сентября 1918 г. вместе  с другими священниками г. Красноуфимска -  Львом  Ершовым и Иоанном  Будриным. После прихода белых отрядов в сентябре 1918г. в г.Красноуфимск, тела священномучеников были найдены в Холодном Логу и перезахоронены в ограду у алтаря Свято-Троицкого собора, где в 2003 году были   обретены и  перенесены в собор, где находятся по сей день.     
В 2004г. в г. Екатеринбурге  была проведена судебно-медицинская экспертиза по найденным останкам трех убитых священников. Личности были идентифицированы по фотографиям, признаны следы насильственной смерти  - огнестрельные ранения.
           Вера  Дмитриевна Малиновская  после смерти мужа уехала жить в г. Пермь, где прожила до 97 лет.  У супругов Малиновских было двое сыновей, но они умерли в младенчестве


             АНТОНИЙ ПОПОВ

             К сожалению, о жизни и деятельности о. Антония   известно очень мало, потому что старое поколение  во  времена гонения на церковь не очень-то охотно рассказывали то, что знали, а  Епархиальные архивы  разбросаны и уничтожены.  Антоний Алексеевич Попов родился по новому стилю 17 декабря 1834 года. В 1868 году  окончил курс Пермской Духовной семинарии и после был определен в Кунгурское приходское училище. Именно с Кунгура началась учительская деятельность молодого семинариста, который в 1870 году был рукоположен в сан священника к Пророко-Ильинской церкви в село Алмазы Красноуфимского уезда, где в народном училище преподавал Закон Божий.    
В 1879 году перемещен к Покровской церкви в с. Усть-Кишерть.  Здесь же он преподает Закон Божий при училище.   За успехи в учительской и пастырской деятельности отец Антоний неоднократно получал грамоты и Благословения Святейшего Синода. В 1897 году он был награжден скуфьею, в 1905 - камилавкой.
В 1911 году определен законоучителем Пьянковского училища. А в 1914 году 8  июня перемещен к Вознесенской церкви в завод Суксун. Здесь он служит вторым священником, а первым служил его зять о. Василий Славин – муж его дочери Марии.
С 8 сентября этого же года определен законоучителем Суксунского
женского училища, попечительницей которого в то время была жена заводчика И.Г.Каменского  Лидия Николаевна Каменская.
          У отца Антония и его жены Параскевы Георгиевны было несколько детей, но пока известна лишь судьба его дочери Марии Антониевны.
В 1917 году в  Суксун пришла весть о падении   самодержавия,  о революции и о большевиках. В Суксун - заводе уже в конце 1917 г. был создан первый Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.  
          Старая и новая власть плохо уживались вместе.   Начинались военные действия, мобилизация в Красную армию. После ареста священника Малиновского население стало смотреть на новую власть, как на власть безбожников, посягнувших на жизнь пастырей Божьих. Арест Малиновского   отчасти повлиял на летние события 1918 года.
В Суксуне и по его окрестностям одновременно в июле 1918 г.  вспыхнуло восстание. Представители старой власти,  местные зажиточные крестьяне и мастеровые не желая подчиняться власти голодранцев - богоотступников, решили арестовать всех членов большевистского Совета, которые в результате были убиты на Песчаной горе. А затем Суксун неоднократно пережил смену власти красных и белых. Конечно же, ко все этим событиям не был безучастен о. Антоний Попов. 17 декабря 1918г. ему исполнилось   84 года.   
О последних днях его жизни писали в своих воспоминаниях местные большевики, о том, что он тайно помогал белогвардейцам и призывал народ не участвовать в братоубийственной гражданской войне, стоять за веру православную, не позволять грабить церковное имущество и осквернять святыни. Все это и было в последствии поставлено местными представителями ЧК в вину старому батюшке.   
Но, несмотря на преклонный возраст и авторитет, на отца Антония недоброжелатели доносили в местный ревком, что его дом является явочной квартирой белогвардейцев. За домом батюшки велось наблюдение.
           19 декабря 1918г.  в Суксуне отмечали Николин день. В это время красные войска под натиском белогвардейских сил отступали из Суксуна. Местные большевики в спешке грузили на сани снаряды и орудия, но не забыли с собой прихватить, на их взгляд, «злейших врагов революции». Так несколько местных граждан ( старых солдат царской армии, сыновей местных мещан..) они увели с собой и расстреляли. Среди жертв был и о. Антоний.
Очевидцы рассказывали, что в момент ареста он находился на службе в церкви в с. Верх-Суксун, поскольку являлся входящим священником. Большевики вывели батюшку из церкви, сняли с него валенки и повели босиком до Каменного Лога, где и совершили расправу. Вскоре в Суксун зашли    белые.   Через неделю отыскали тела убитых, в том числе о. Антония, отпели и похоронили у Вознесенской церкви.
Его жена Параскева Георгиевна после смерти мужа прожила недолго, в 1921году ее  парализовало. Она похоронена на местном кладбище.
           После расстрела о. Антония в Вознесенской церкви остались два священника о. Василий Славин и о. Владимир Аронов. Но оба недолго прослужили. Владимир Аронов в 1919 г. отступил с белыми из Суксуна навсегда, отец Василий Славин впоследствии ушел из священников. После смерти жены он один воспитывал дочь Милицу - внучку о. Антония,  и устроился на работу в артель «Медник». 
Церковь в начале 30 гг. была закрыта и превращена в клуб. И совсем другие песни полились под сводами храма.
В 1984г началась реконструкция Дома культуры, которая полностью разрушила старинное здание и ни к чему не привела. Разрушенный храм - наши разрушенные души. Пока не восстановим их- не восстановим  и храмы.
Отец Антоний погиб, но смог противостоять разрушительной силе, которая погубила Россию на многие годы, сделав ее страной безбожников, не убоялся, стоял до смерти.
 До конца был верен выбранному пути и о. Александр Малиновский.  Ложь и насилие не скроют голоса праведников, новомучеников Православной церкви. Судьбы русского духовенства есть живое свидетельство твердого стояния в вере и одновременно величайшего смирения перед Промыслом Божьим. Упокой, Господи, их души во Царствии Твоем.

                                 







     
   
   
     

Комментариев нет:

Отправить комментарий