пятница, 13 января 2012 г.

Воспоминания

«ВОСПОМИНАНИЯ ЗЕМЛЯКОВ О ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА»
                     (К 100-летию Октябрьской революции)


Эта книга содержит в себе воспоминания людей, которые жили в Суксунком районе и Суксун - заводе в начале ХХ века, и оставили после себя   воспоминания.  Их рукописи  находятся в Суксунском  историко-краеведческом музее, куда были в свое время отданы родственниками авторов. Чтобы они стали известны многим любителям старины и истории,  краеведу Белых Вячеславу Александровичу удалось опубликовать их  в книге, которую он издал по собственной инициативе и на свои средства.
В книгу вошли  воспоминания первого
комсомольца  Суксуна Ковязина Алексея Серапионовича (1904-1974),  учителя Соколова (Соколова-Орловского) Владимира Александровича (1921-1993). Бадамшина Муллаяна жителя д. Агафонково,  участника гражданской войны, корреспондента уральских газет   Устюгова Василия Демидовича (1898-1971), и советянина Третьякова Александра Леонтьевича.
Эти люди успели записать и оставить потомкам те события их жизни, которые наиболее им запомнились на рубеже веков. Это-жизнь до революции и в период страшных событий, становления советской власти. А также в некоторых воспоминаниях подробно описана история их семьи и рода.
Не смотря на некоторые исторические неточности, которые встречаются почти во всех рукописях,  воспоминания вызывают интерес  и захватывают своим сюжетом. 
Приобрести книгу можно как в Суксунком историко-краеведческом музее, так и у Белых В.А.
В Суксунском музее можно приобрести электронную версию этой книги за 70 рублей.
Из книги.
Из воспоминаний Ковязина А.С.
         «…5 сентября 1918г. у меня осталось в памяти на всю жизнь. Произошло одно событие, которое чуть мне не стоило жизни. Как я уже упоминал, на базарной площади были свезены в склады всякое военное снаряжение, патроны, снаряды, динамит  ружья и прочее вооружение.  Суксунский ревком видимо вместе со штабом Красноуфимского полка решил отступать утром 5 сентября 1918 г. от Суксуна на Осу. И все военное снаряжение в складах взорвать на воздух.
         Нас, как живших неподалеку, метрах в 200 от складов, рано утром 5 сентября 1918 г. тов. Семков М.В. предупредил, чтобы все наша семья срочно выбиралась из дома и спряталась в низине в чьих-нибудь домах. У меня был трехлетний брат Николай, Сестра Шура 12 лет и старшая сестра Катя 19 лет, работала в ревкоме телефонисткой. У матери была сделана квашня. Мы быстро захватили, что могли, дверь закрыли на замок, а хлеба не захватили. Взрыв был назначен примерно на 8 часов утра. Нас сидело внизу у Утемова Ивана чел. 10. И вот в 8 часу проходит по улице кузнец Медведев и говорит нам в окно, что хотели завод взорвать, а перерезали провода - взрыва не будет. Откуда это он узнал, я не знаю, и еще говорит, да и на базаре будет ли еще взрыв - неизвестно. Пойду-ко поближе посмотрю.
         Прошло 8 часов утра, взрыва не было. Прошло еще полчаса, взрыва нет. В это время заревел мой 3-х летний братик Николай давай просить хлеба. А хлеба мы не взяли. Квашня осталась на печи и хлеб в избе. И я говорю, пойду-ко я до дома сбегаю, принесу хлеба себе, брату и вам. И вот я спокойно пошел к своему дому. На улицах не вижу никого. Кругом тишина. Посмотрел на базарную площадь, смотрю, там бегают какие-то взрослые и ребята 5-7 не более. Я охрабрел и думаю, видимо ничего не будет, и только подошел к дому, хотел залезь в окно, как вдруг что-то как ахнет - произошел ожидаемый взрыв.
         Я только мог мгновенно запомнить, что перед глазами мелькнул огненный столб, потом как воздушной волной меня поднимает вверх, и я метров 100-150 летел в воздухе. С меня сорвало с одной ноги сапог, ударило чем-то в ногу. Порвало на голове фуражку, разбило в кровь голову, порвало левое ухо и только через 1 полтора часа меня без памяти подобрали и на носилках принесли в один темный склад на ул. Нижние Глинки, куда еще принесли 1-го тяжело раненого парня Григория Бушуева. У него разбило голову и попортило зрение, а в последствии от разные беженцев узнаю, что на базарной площади убило человек 7, это видимо ту группу людей. Которых я заметил. Узнаю, что убиты Мочалин Василий-рабочий 25 лет, Усов Иван рабочий 19 лет, Усов Николай 12 лет, Корзухин Иван 15 лет - мой товарищ по игре шаром и другие фамилии не помню.
          Корзухина Ивана, моего друга так разнесло, что голову с одной рукой нашли в одном месте, туловище с одной ногой нашли в другом месте и вообще пострадал здорово. А виноваты были все они сами. Они были предупреждены, но видимо захотели помародерствовать и через это пострадали. Нас раненых тоже было человек 15. Наша бывшая квартира тоже здорово пострадала. Та часть стены, которая была обращена к базарной площади, была снесена, а остальные три целые. Кое-что из имущества было, неизвестно кем, растащено».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  НАХОДКА! Сколько раз я уже многим говорила: не выбрасывайте ничего из дома. Это память предков. Даже если и нет наследников, не выбрасывай...