пятница, 13 января 2012 г.

Книга о Торговище

     О СТАРИНЕ ГЛУБОКОЙ И НЕИЗВЕСТНОМ КРЕСТЬЯНИНЕ.  

  

В 2008 году Суксунский музей выпустил новую книгу «Старина села Торговище». Это было связано с тем, что в фонде Суксунского музея хранятся многочисленные материалы, связанные со стариной нашего края. В том числе и журналы, так называемые «Труды» Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии, которая еще до революции собирала и накапливала архивный материал, изучая и печатая исследования местных и российских историков, ученых. Ее можно считать предшественницей Пермского государственного архива. Она объединяла местных любителей древностей, которые на добровольных началах занимались отбором документов разных губернских учреждений для постоянного  хранения. 
Комиссия была создана в 1888г., председателем которой стал земский деятель, врач, любитель истории  В.Н. Шишонко – автор семитомной «Летописи Пермского края», охватившей историю Урала за 1263-1715гг. Секретарем  являлся профессиональный историк А.А. Дмитриев. Членами ПГУАК состояло 125 человек в первые годы и до 70 в 1913 году. Это были лучшие люди Перми: Н.Н. Новокрещенных, Д.Д. Смышляев, Ф.А. Теплоухов…
         В «Трудах» - печатном органе комиссии - публиковались не только исследования ее членов, ценные документы, описи, обзоры фондов, отчеты, но и материалы по этнографии. Так в 1913 году в одном из журналов был опубликован труд неизвестного крестьянина села Торговище А.Н. Гладких, который назывался « Крестьянские свадебные обряды и проч. у жителей села Торговищенского Красноуфимского уезда Пермской губернии».  
 Прошло много лет, некоторые экземпляры журнала попали в фонд музея. Долгое время мы пользовались материалом, что дал крестьянин А.Н. Гладких, поскольку он описывает не только весь свадебный обряд, но и село Торговище, его достопримечательности. Любого человека, занимающегося изучением фольклора и этнографии, эта  информация бесспорно заинтересует. Чтобы она была доступна многим исследователям и жителям, сотрудники музея решили переиздать этот замечательный труд крестьянина А.Н. Гладких и провести совместно с общественным русским центром и детской школой искусств ряд мероприятий, связанных с популяризацией памятника этнографии – описания свадебного обряда села Торговище к 100-летию его создания.

Село Торговище заслуживает особого внимания, т.к. это одно из первых русских сел, которое было заведено по некоторым свидетельствам еще во времена Иоанна Грозного. И до определенного времени в селе были еще живы памятники старины глубокой, интерес к которым возникал в разные века и годы.
Старшим научным сотрудником Суксунского музея Р.Г. Желтышевой был написан  проект «Старинные обряды и обычаи», который победил в конкурсе социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».       Таким образом, мы получили возможность осуществить задуманное. Нам было ничего не известно об авторе - крестьянине А.Н. Гладких, а в  Пермском архиве  в материалах ПГУАК поначалу тоже ничего про него не удалось выяснить.  
 Сотрудник суксунского музея Токарева Н.Н. по этой теме исследовала местные архивные документы и обнаружила уникальные сохранившиеся записи. Теперь можно с уверенностью сказать, что крестьянина с инициалами «А.Н.» звали Арефа Николаевич. Родился он в 1861 году  в семье старообрядца. Родители Арефы принадлежали к Тисовскому приходу единоверческой  Христорождественской церкви. Там же был записан и сам Арефа.  Но все проживали в Торговище.  В 1883 году  Арефа женился на жительнице Торговища Меркурьевой Александре Федоровне, с которой прожил до 1918 г., поскольку в марте этого года он скончался. Мы точно не знаем,   были ли у них дети, но, судя по материалам метрических книг и воспоминаниям жителей села - нет. Поэтому потомков  не осталось.  
Арефа Николаевич в молодости часто был зван на свадьбы, настолько часто, что мы, просматривая записи о бракосочетаниях жителей села Торговища 19 века, находили его имя в свидетелях на свадьбах  по несколько раз за год! Не удивительно, что этот обряд он описал мастерски. Со всеми песнями и приговорками.  
 Бесспорно, он был обучен грамоте и был человеком просвещенным. Рукопись А.Н Гладких о селе Торговище, хранящаяся в Пермском государственном архиве, написана красивым, устойчивым почерком. Автор приводит полностью весь текст свадебных песен, исполнявшихся в Торговище.
Описание отличает то, что автор часто  приводит простую разговорную речь односельчан, как бы сам говорит от их имени  на диалекте, понятном только местным жителям, чтобы показать говоры и «шоканья» и «цёканья» жителей. В конце его труда даже дается словарь местного говора.  
Свой труд Гладких составлял около 1903 года, и представил  его на суд Пермской губернской ученой архивной комиссии в 1904 году. Члены комиссии Л.Е. Воеводин и Д.М. Бобылев ее просмотрели, и только в 1913 году рукопись была опубликована.   Мы не знаем, почему так долго она пролежала. Но в 1913 году архивную комиссию возглавил Л.Е. Воеводин. Именно он занимался описанием древних памятников, сбором песен и легенд в Пермской  губернии.
 Из рецензии членов  комиссии на рукопись крестьянина Гладких: « Рукопись представляет большой этнографический интерес и является оригинальною по  способу изложения….Ввиду этого помещение работы крестьянина Гладких в «Трудах» архивной комиссии представляется желательным».
Совершая   экспедицию в село Торговище, мы  познакомились с Пупышевой Любовью Максимовной, которая слышала про  Арефу Николаевича от своей матери. Оказалось, что дом, где он с женой проживал, сохранился и в тот момент продавался! В этом доме № 12 по ул. Северная проживала мачеха матери Любови Максимовны и ее родственники, поэтому так хорошо и помнили они Арефу. В настоящее время последней  хозяйкой в бывшем доме Арефы Николаевича была Анисья Ивакина. Дом старинный, очень хороший, на входе даже сохранилась жестяная старинная табличка,  свидетельствующая о страховании дома в земстве еще до революции.
По воспоминаниям вышеупомянутых жителей Торговища, Арефа отличался тем, что был остер на язык и был большой шутник, что не всегда нравилось жителям. Очевидцы помнили, что к нему приезжали какие - то люди из города. Население решило, что Арефа  как - то связан с политикой и поэтому часто придуривался. Но люди, приезжающие из города, были  вероятно, те самые члены архивной комиссии, которые посещали древнее  село Торговище для изучения, ведь там располагался один из самых интересных храмовых комплексов.
О том, что Арефа Николаевич был все-таки замешан в политических делах, мы выяснили позже. Действительно, он с 1901 года входил в нелегальную революционную подпольную группу, возникшую в с. Торговище и являлся ее руководителем. Эта группа поддерживала связи с революционно-демократическими кружками и группами г. Перми, Красноуфимска, Кунгура и получала от них нелегальную литературу, которую распространяла по окрестностям.
В 1902 году А.Н. Гладких и его  товарищи были арестованы и сосланы в Архангельскую губернию в ссылку на 3 года. Вернувшись, они вновь продолжили свою деятельность и были вновь отданы под надзор полиции по месту жительства. Вероятно, Арефа Николаевич начал писать свою рукопись о Торговище еще в ссылке и завершил ее позже.
         Надо сказать, что местный священник Константин Словцов  в 1900 году уже опубликовал свою статью «Описание древностей села Торговищенского, Красноуфимского уезда, Пермской губернии» в популярном журнале «Русский паломник», № 4.  Наверняка, Гладких интересовался стариной села так же как и священник. Поэтому одновременно в разных изданиях они оставили свои, по сути уже исторические труды. Историей села занимался  и священник Владимир Аронов, который после себя оставил целую «летопись» села Торговище, хранящуюся ныне в ГАНИ.
          В нашу книгу «Старина села Торговище», выпущенную по проекту,  вошли три статьи о старине   Торговища старшего научного сотрудника  Пермского музея, исследователя Е. Г. Ашихмина  и статья кандидата искусствоведения Пермской художественной галереи О. М. Власовой.   Здесь так же даны фотографии знаменитой торговищенской культовой скульптуры (распятие), хранящейся в Пермской галерее. Мероприятия, связанные с презентацией книги,  прошли разных местах, но первым делом, в тех краях, где жил Арефа. Книга будет интересна для всех категорий населения.
         Приобрести книгу можно в Суксунском музее.

           
                       Дом, где жил А.Н. Гладких.

          
                            Крестный ход в селе Торговище.

         
      Торговище. Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.
                                   
                                        

    
ИЗ КНИГИ.

« …Записанные здесь обряды в последнее время год от году в сильной прогрессии начинают сглаживаться и исчезать. И хотя не всеми, конечно еще, но многими уж совсем заброшены.
По этому, как один из древних обычаев народа здешнего края., обряды эти для удержания в памяти, - правда,  с некоторыми отступлениями, -  и записаны по возможности в хронологическом порядке и местным крестьянским жаргоном в плачах, песнях, поговорках и проч.
Итак, по рассказам старинных людей, в прежнее время свадьбы играли следующим образом:
Свадебный поезд по невесту, в церковь и обратно в дом жениха составлялся верхами; поезжане вооружались «плетками-трехвостками и гарцевали на вершнах». В таком поезде зимой сани, а летом телеги подавались только для жениха, невесты и свах. Нужно сказать несколько слов о свахах, так как они ранее играли, да и теперь еще играют на свадьбах видную роль.
Без свахи и тысецкова не было ни одной, даже «убегом» свадьбы. Свахи за столом занимали почетное место – возле молодых, в особенности свахи «с девичью сторону», то есть с  невестину сторону. Свахам «привывают плачи», поют особыя песни для них, «наговаривают» дружки и проч. В свахи «садят» со стороны жениха и невесты обязательно «хрестных» их, если даже эти последние и не родственницы сторонам, то есть кроме кумовства совершенно чужие. А также почти всегда ездит «свашить» и сватовщица-хлопуша. За отсутствием же первых и последней, - ибо вместо сватовщицы бывает сватовщик, - в свахи садят замужних сестер невесты или снох от двух до четырех и более особ.
Хотя не часто, но бывали случаи, что «хрестную мать» браковали, «морговали» ей, не приглашали на свадьбу, что бывает иногда у богатых «чечунек», - за это она иногда «отсмеивала насмешку». Неожиданно для скандала появлялась, в самой что ни на есть ветхой «латани», в церковь во время венчания, брала «семишную» свечку и отпихивала сваху не крестную, сама становилась возле невесты, приговаривая, что «из купили-то ведь я этова дитетка-то принимала, дак постою уж и теперь, докуль венчают-дак».
Такая незваная сваха напускала на себя, конечно, и всю важность, свойственную роли свахи.
Священники всегда поддерживают и позволяют крестным занимать место свахи в церкви.
Общественное крестьянское мнение тоже на стороне их. В те пора, ковды понадоблялось крестить робенка, дак годна была в кумушки, а топерича в свахи - дак не годна, не ладна стала…, - приговаривают обыкновенно.
Кстати, уж нужно сказать и о свадебной одежде в старое время. Она, конечно., большею частью была не покупная, «не базаршина,  а своедельшина»; недавно еще «француские» ситцы, кумачи и платки  считали от «антихриста» и их носить было грех; «кармазинных», фабричных сукон тоже не носили; одевались попросту, «без затий».
У мужчин зимняя «одёжа» состояла из шубы с хрушкими борами на пояснице, крытой синей табой, или голубой нанкой, или же домашнего изделия синим сукном; в домашнем быту шубы эти звались праздничными – табовицами, нанковицами и суконницами. Тулупов «с ожерелками» (с воротниками) как ныне не было, поэтому, чтоб защитить голову и лицо от холода и ветра в падеры и «сиохи» на голове носили большую, крытую плисом или синим же сукном, шапку с ушами, называемую по-киргизски «малахаем». Ноги обертывали узкими из белого сукна «скутами», поверх  которых надевали коты, а их «кресь-накресь» (вперекрестку)  привязывали особыми плетешками из «жичек» разных цветов. Из жичек же разных цветов, то есть суровых ниток, плели поясья и опояски, посившие название «билевых» (беленых).  Летом мужички и «холосье», то есть неженатые ребята, носили халат из табы же и нанки, а бедняки просто из черной шерсти чепан, или же пониток с борами назади, или «фантиками».
На голове была носима длинная, а иногда конусообразная (носимая и теперь черемисами) шляпа из грубой шерсти «коровятины», с плисовой бархоткой, унизанной оловянными пряжками. К обыкновенным зимним котам пришивали голенища и получался летний «обуй» - бахилы. Бахилы и теперь еще носят, но только во время пашни и зовутся они «пахотниками».
Рубашки были из белого, иногда узорчатого холста, с кумачевыми ластовицами под пазухами (под мышками). Белого же холста, или из особой шерстяной пестряди с продольными полосками, с опушкой и вдернутым в нее «гасником», были … портки.  Вот и весь получался готов, законченный, праздничный, незатейливый костюм – «снаряда». Впрочем, нужно еще упомянуть, что зимой на руках носили овчинные, вышитые гарусом шубенки, а летом, хотя надобности в этом не представлялось, - бараньи зеленые «валенки» (голицы).
Женщины зимой носили шубки, крытые зеленой, голубой, и желтой китайкой.
Летом из такой же китайки носили «шугаи» (род халата без боров назади).
На голову надевали шелковую клетчатую шамшуру, а по бокам вкруг головы навертывали сложенный узенько «баруевый» платок с завязанным на лбу шанежкой узлом, а поверх всего этого головного убранства покрывались фатой.
На ногах носили тоже коты, но в отличие от мужских, они были с красными опушками. Рубашки носили тоже, что и мужчины, из белого или узорчатого холста, а вместо теперешних сарафанов одевались в китайники из зеленой, голубой и желтой китайки, или же кумачники, но не из французскова, а казанской выделки узкого концеватого кумача.  Носили еще «выбойчатики» из выбойки бухарской бумажной выделки; более же пожилые или бедные женщины одевались в окрашенный ивовой корой дубас, или «верхницу», окрашенную «кубовой краской» - индиго, впрочем эту последнюю зовут тоже синим дубасом.
Позднее верховые свадебные поезда заменились поездами на санях и телегах, но дружки все-таки продолжали ездить верхами»….

Комментариев нет:

Отправить комментарий