Неизвестный Мамаев
Художественное наследие Прикамья обширно и разнообразно: памятники народной деревянной скульптуры, роспись по дереву, строгановская икона, золотое шитье….
Новая страница художественного наследия - портретная живопись
забытых и безвестных художников из старинных прикамских городов
и заводских поселений.
Сведения о живописцах и иконописцах, не получивших известность
за пределами региона отрывочны и скупы. К сожалению, они не попали в поле зрения выдающихся научных исследователей. Поэтому до сих пор творчество многих самобытных художников прошлых веков остается не исследовано.
Один из них - Мамаев Петр Ефимович. Его несколько работ как-то попали в Суксунский музей, с тех пор он нас стал очень интересовать.
Точная дата и место рождения П.Е. не установлены. Родился где-то в середине 19 века. Большая часть его жизни была связана с селом Ордой Пермской губернии. По данным местного Ординского художника Пахтусова, место рождения Мамаева - с. Ковалево, которое ныне входит в состав Суксунского района.
Известно, что вначале ХХ века Мамаев проживал на территории Ординского, Уинского, Суксунского районов. Впервые «открыли» Мамаева сотрудники Ординского краеведческого музея. С 1990 - х годов они начали собирать у жителей работы этого художника. На сегодняшний день в Ординском музее хранится более 60-и его работ. И до сих пор им встречаются новые и новые находки.
Кто же был Мамаев Петр Ефимович, так плодотворно поработавший, и оставивший о себе светлую память поколениям?
До революции этот человек, как известно, делал росписи в храмах и писал иконы. Возможно, он мог принадлежать к роду тех самых иконописцев Мамаевых, что известны были в 19 веке в г. Перми. После революции, когда церкви стали уничтожаться, Мамаев ходил по селам и деревням, принимая заказы у населения. В основном он писал портреты. Фотографов в деревнях не было, а такой мастер был радостью для простых крестьян. Ведь он изображал так называемые низшие сословия. За работу люди с художником расплачивались по разному, но в основном продуктами, жильем и одеждой.
Известно, что до революции Мамаев делал росписи в Ординской Пророко - Ильинской церкви. В 1928 году Мамаев расписал деревянную церковь в с. Голухино Ординского района, о чем свидетельствовала надпись на стене. К сожалению эта церковь недавно сгорела. В 1935 году, еще до закрытия церкви в с. Ковалево, Мамаев
делал росписи для Ковалевской Рождество - Богородицкой церкви.
Самая старая жительница Ковалево Сычева Елизавета, которой в момент записи ее воспоминаний было уже за 90 лет, хорошо запомнила художника. И особенно «святых в полный рост», писанных в церкви Мамаевым. Старушка даже вспомнила, что он работал на лесах и ходил всегда в рабочей одежде. Помимо росписи в церкви он писал портреты жителей.
В селе Ковалево остались его авторские работы. Так, у гармониста Михаила Сычева, в доме я обнаружили старую, к сожалению испорченную временем, фанерную доску со следами живописи Мамаева. В 1935году он писал брата Михаила с детской гармошкой на стуле. А также изобразил супругов Гомзяковых и Новожиловых.
Бывал художник и в Суксуне. На чердаке одного старинного дома по ул. Свердлова (Петропавловской) мною были найдены чудом сохранившиеся портреты семьи Осолихиных. Среди них портрет Суксунского кустаря - медника М.Д. Осолихина. Он изображен с самоварной крышкой в руках и молотком. Вероятно, художник захаживал в 1930-х годах в завод Суксун и бывал в доме мастера.
Писать портреты жителей художник мог и с фотографий. Особенно
много заказов было художнику во время Великой Отечественной войны. По фотографиям он изображал чьих-то сыновей, мужей не вернувшихся с фронта.
Своим ремеслом художник содержал и кормил себя. История умалчивает, была ли когда-то у него семья. Но в 1918 году он сошелся с
вдовой Никитиной Анной Игнатьевной, (1882-1949)с которой проживал в Красном Ясыле Ординского района до 1947 года. Первоначально жили они зажиточно, но советская власть «раскулачила» хозяйство, лишив их дома.
Анна Игнатьевна занималась камнерезным кустарным делом, а также она помогала мужу готовить и растирать краски. Ведь Мамаев пользовался растительными и органическими красками.
В 1949 году Анна Игнатьева умерла. После этого теряются следы и самого Петра Ефимовича. Где он проживал и где умер - остается пока загадкой. Вероятно, он продолжал свои путешествия по селам и деревням, оставляя людям свои самобытные работы. В с. Красном Ясыле в данный момент проживает внучка Анны Игнатьевны и ее правнуки.
Пожилые люди, которые помнили Мамаева, рассказывали, что помимо дара рисования у Мамаева был дар предсказателя. Его даже боялись. Как-то работая в селе Беляево, он предсказал большой пожар. И через некоторое время это случилось: сгорело 44 двора. Заниной Фаине, которую он писал в возрасте 8 лет, предсказал смерть в 24 года.
И это сбылось. Жительница д. Механят Суксунского района Гомзякова Таисья Ивановна вспоминала, что ее матери он предсказал, что под старость «..ей будет мало свету». Она действительно ослепла.
По воспоминаниям очевидцев Петр Ефимович был человеком грамотным, спокойным и коммуникабельным. Говорил грамотно и не ругался матом. Одевался просто. Часто люди помогали ему с вещами. И он помогал людям.
90 летняя монахиня Пермского женского Успенского мать Анна, рассказала мне такой случай. Ее семья жила в Орде. Старшая ее сестра была очень красива. Мамаев написал ее портрет. Было начало 1930-хгг. Семья Паутовых ожидала «раскулачивания». Самые дорогие вещи люди хотели спрятать. Но куда? В семье была хорошая пуховая шаль. Ночью мать с дочерью решили ее припрятать за оконный наличник. И вдруг к ним пришел Петя Мамаев и сказал: « Куда спрятали - там найдут! Отдайте шаль на сохранение мне».
Семья Паутовых удивилась сказанному, но поверили. Шаль отдали Мамаеву. А за наличником у них все - таки пошарили. После он ее вернул хозяйкам. До сих пор для жителей Орды остается загадкой: кто же был этот странствующий художник? Но почти все вспоминают его добрым словом.
«Неизвестно откуда появился, не известно куда делся» - говорят старожилы. Петр Ефимович написал множество портретов. Имея под руками лишь подручный материал: фанеру, картон, жесть. Особой чистотой и проникновенностью отличаются созданные Мамаевым портреты людей из народа. Талант художника отличался еще и тем, что он не принуждал натуру долго позировать. Его глаз моментально схватывал особенности черт лица человека.
Более подходящее название живописи Мамаева – самобытная живопись, присущая бывшему художнику - иконописцу. В его работах прослеживаются характерные для иконописи приемы. Несомненно, иконопись влияла на портрет. Сосредоточенность на глазах, как на главном источнике духовной значимости человека. Именно на ликах, лицах художник заострял свое внимание. Бытовые темы в произведениях отсутствуют. Фон картин тоже близок к иконописному. Он не яркий, в мягких зеленовато-голубоватых тонах.
Но при написании художник проявляет либо свою фантазию либо, следуя духу времени, изображает некоторых людей на фоне природы (что часть делалось в фотографических салонах). Дети у художника все изображаются с атрибутами детства: кукла, петушок, погремушка…
Девушки - со цветами. Сопоставление девушки и цветка - созданий прекрасных и недолговечных уходит своими корнями в фольклор.
Часто мужчины изображены с книгами. Вероятно, либо художник либо заказчики хотели подчеркнуть свою образованность. Ведь грамотой в те времена владели немногие. Очевидцы рассказывали, что Мамаев писал и портрет Ленина. Но он у него не получался. Слишком похож был Владимир Ильич на апостола.
О социальном происхождении говорит одежда позируемых. Целая
эпоха поколений 1920-30 годов смотрит на нас с портретов. Очевидцы рассказывают, что порою крестьянам не во что было «срядиться», и художник сам фантазировал, рисуя брошки, украшения на платьях….
Очень выразительны лица стариков. С картин на нас смотрят крестьяне, чья жизнь прошла в труде и заботах.
В творчестве Мамаева поражает и то, что все его работы не имеют
автографа. Лишь на некоторых указан только год написания. Это говорит либо о скромности художника, либо о уровне художника, сознающего себя не столько автором своего произведения, сколько ремесленником-исполнителем.
Анонимность этих портретов свидетельствует и о том, что в глазах заказчиков они служили не столь произведением искусства, сколько своего рода «документом», атрибутом бытового уклада, выполняющего прежде всего нехудожественные функции.
Работы Мамаева - это утверждение достоинства «низших» сословий, утверждение ценности «рядовой личности». Если читателям что-то известно об иконописце П.Е. Мамаеве, просим сообщить сведения в наш музей для пополнения данных.
Наталья Токарева. Научный сотрудник музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий